|
|
Роу Александр |
Дата рождения |
9 марта 1906 |
Дата смерти |
28 декабря 1973
|
Москва, Большеохтинское кладбище, участок 16 |
|
|
Родился в Москве, по другим сведениям — в Юрьевце Костромской губернии (ныне — Ивановская область). Семья Роу была состоятельной: отец Артур Уильям Роу (Rowe), ирландец, в 1905 году приехал по контракту в Российскую империю налаживать мукомольное производство и женился на гречанке Эйли Кэраджордж (также — Карагеоргий; в России её звали Юлия). Вскоре после рождения сына в связи с началом Первой русской революции отец отправил его с матерью в Юрьевец. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив семью на произвол судьбы.
Александр с больной матерью переехали в Сергиев Посад, там он вынужден был зарабатывать на жизнь — торговал изделиями местных ремесленников-кустарей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года был руководителем коллектива самодеятельности, «Живой газеты» и агитбригады «Синяя блуза» в Москве. Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).
С 1930 года работал помощником режиссёра на студии «Межрабпомфильм» на картине «Солнце восходит на западе» (1932), а затем ассистентом режиссёра на фильмах «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934), «Бесприданница», «О странностях любви» (1936), «Белеет парус одинокий» (1937).
Ю. Хомякова, «Выйти из учительской»:
Кино для детей, которое для многих авторов бывает просто виражом судьбы, стало для Роу естественной сферой творческого самовыражения.
Роу не был изобретателем новых технических трюков и спецэффектов, он использовал уже известные и отработанные приёмы, не уставая подчёркивать, что его цель — не ставить чудо выше человека.
Протазанов научил Роу кинематографу как профессии. Путь же в кинематографе он выбрал для себя сам. Я был свидетелем. Много раз Александр Артурович говорил, что, придя в кино, он точно знал, что будет снимать. А снимать он начал сказки.
Владимир Швейцер, сценарист[6]
С 1937 года — режиссёр на киностудии «Союздетфильм» (впоследствии — Киностудия имени М. Горького)[11]. Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Вариации на тему русских народных сказок для всех возрастов стали основной темой его творчества. Источниками для его экранизаций были сами сказки, реже — их литературные переработки и авторские сценарии[5].
Как режиссёр снял также несколько документальных фильмов.
Член ВКП(б) с 1943 года, член Союза кинематографистов СССР.
Скончался 28 декабря 1973 года в Москве. За пять дней до смерти, в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил. Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище (16 участок) |
Добавить эпитафию |
Известить администрацию |
|
|
|